Heaven for everyone


 

Бывает так, что ответы на интересующие тебя вопросы находишь там, где ожидаешь их увидеть в последнюю очередь.

Режиссером видеоклипа «Heaven vor everyone», вышедшего в 1996 году, официально числится Д. Маллет. Однако похоже, что в действительности к нему основательно приложили руку тогда еще экс-квины...

Нет, этот клип нельзя назвать гениальным. В нем нет ни сложной символики, ни многослойности сюжета, ни уникальных образов, ни тонких отсылок и намеков – всего того, что было характерно для фирменного видео Queen и Фредди Меркьюри. Он предельно просто, четко и доходчиво рассказывает одну-единственную историю – восхождения и гибели Фредди Меркьюри.

 

В начале видеоклипа появляется силуэт Фредди, идут кадры с мемориальными надписями на стене его дома. Зрителю дается понять, что речь пойдет не об абстрактном лирическом герое, а именно о погибшем лидере Queen. Затем начинает развиваться основной сюжет, выстроенный при помощи кадров из фильмов Ж. Мельеса. Здесь следует отметить, что сам выбор этого режиссера – весьма красноречив. Дело в том, что широко известное прозвище Мельеса – Мефистофельес (Смесь Мефистофиля и Мельеса). Он всегда выступал в костюме дьявола, создал много фильмов на эту тему (Замок дьявола, Кабинет Мефистофеля, Фауст и Маргарита, Дьявольский кэк-уок, Дом дьявола, Четыреста проделок дьявола и др.). В документальном фильме о режиссере на его голову несколько раз «примеряется» голова Сатаны, козлорого Бафомета.

Таким образом, в клипе, описывающем историю жизни и смерти Меркьюри и группы, используются кадры из фильмов "темного" режиссера. Это, с одной стороны, намекает на то, что эти же… силы сыграли в их судьбе не последнюю роль (какую именно, будет показано далее), с другой – на положение группы на момент выхода видео (экс-квины вынуждены были «играть в стану противника»)

В небосводе плавают игрушечные звезды и планеты, на которых сидят маленькие человечки – местные божки. Рядом видны полупрозрачные силуэты членов Queen – они несоизмеримо больше суетливых «звезд» и не участвуют в их «тусовке». Появляется силуэт Фредди в белом, воздевающего руки вверх, и после этого в небосводе происходит заметное оживление. Три местных божка сходятся вместе, и начинают бурно и возмущенно что-то обсуждать. Один из них сидит на Сатурне (который, к слову, в древности называли Большим Несчастьем ), другой – на месяце (образ луны Мельеса обычно связывают с Гекатой – повелительницей чародейства и колдовства, обращающей людей в волков, сводящей женщин с ума, и заставляющей праведников грешить), а третий… а третий на пятиконечной звезде.

Перевернутой.

«Небожители» продолжают возмущаться и размахивать руками, а тем временем с одной неуютной каменистой горы в небо упрямо поднимается маленький поезд (Примечательно, что это происходит прямо под слова «This could be Heaven for everyone» - прозрачный намек на миссию группы). Во время его пути по очереди появляются лица всех членов группы, и несложно понять, что речь идет именно об их пути – пути Queen. Тем более если учесть, что образ поезда встречался и в других в клипах Queen – Keep yourself alive и Breakthru. Поезду приходится несладко – он попадает то в снежную бурю, то под горящий метеоритный дождь – но все равно упорно продолжает свое путешествие...

И тут из-за облаков появляется Солнце.

Традиционно солнце является символом жизни и света, но Мельес видел Солнце глазами средневековых алхимиков – Парацельса и Агриппы. ("Путешествие через невозможное", 1904 ). Именно таким образом оно изображается в оккультной традиции. Кроме того, его лучи чрезвычайно похожи на волосы клоуна-бафомета с обложки Innuendo и «карикатуры» Роджера Тейлора. И следует помнить, что в «небесной иерархии» Солнце всегда занимает главенствующую роль…

 

Поезд достигает Солнца, притворяющегося мертвой частью окружающего небосвода, и… попадает прямо в его топку. Солнце заглатывает поезд и перемалывает его, все начинает пылать… однако затем в огне появляется Фредди, поднимающий лицо к небу (кадр с концерта 1986 года - года триумфа Queen и возможного заражения Меркьюри) – и оно взрывается. Он оказался им буквально «не по зубам». Меркьюри смог продолжить борьбу.

 

Обломки поезда падают на поверхность Луны. Вокруг собираются любопытствующие звезды и звездочки разной величины – все с увлечением обсуждают происходящее. Затем вновь мелькают кадры с Фредди в белом костюме с молнией (как мы уже знаем – символ Божьего гнева и самого Меркурия – посланника), воинственно взмахивающего кулаком. В числе наблюдателей появляются и «Геката», и Сатурн… и товарищ на перевернутой пентаграмме.

Оправившись от удара, Queen вновь начинают играть, однако вскоре наталкиваются на очередное препятствие. Мы видим силуэт Фредди из Who wants to live forever на фоне неба, за которым внимательно наблюдают некие астрономы. В следующих кадрах на него направляют гигантскую пушку. На словах «Destroy their goals» люди, заряжавшие ее, взмахивают шапками в знак прощания. К ним подходит человек в черном, и дает приказ стрелять. В небо устремляется заряд… но он вновь попадает не в Меркьюри, а в глаз Солнца, также наблюдающего за происходящим.

 

В небе начинается звездопад. Звезды и звездочки в восточных одёжках сыплются с неба, но сквозь эту мишуру проступают серьезные, задумчивые лица членов Queen. Они продолжают свою игру, несмотря на происходящую вокруг катастрофу. В небосводе остается лишь похотливое старое солнце и Луна-Геката – оба с мужскими лицами. Их движения и мимика наполнены сладострастием и обоюдным желанием…

Меркьюри не обращает на них внимания. Он делает величественный поклон – из тех, что адресовались не только публике, - и исчезает.

 

Таким образом, этот видеоклип дает нам немалую пищу для размышлений. Он намекает и на тяжелый путь группы, которую постоянно пытались уничтожить, и на причины ее травли, здесь уже высказанные фактически открытым текстом – это религиозная составляющая творчества Queen. Не лейблы и не деньги стали причиной иррациональной ненависти к Меркьюри и его команде, но содержание их творчества. На протяжении всего клипа Фредди появляется в костюмах, содержащих религиозную символику, его противники также не лишены таковой – вот только знаки этих символов прямо противоположны. Как ни дико и непривычно это на первый взгляд, против «текста» видеоклипа пойти невозможно. Он лишен обычной квиновской завуалированности и двусмысленности – все сказано предельно прямо и откровенно. Стоит сделать лишь крохотный шаг – и перед тобой открывается картинка – жутковатая, но абсолютно четкая.

Вопрос лишь в том, захотите ли Вы ее увидеть?

 

Юлия Носкина
Артём Филатоф

 

 

Культура и Искусство

На Главную