Однажды в Бразилии



Изучая Queen, не устаёшь удивляться, сколько же лжи и нелепых мифов намешано вокруг самой группы, и в особенности вокруг Фредди Меркьюри. Казалось бы, через несколько лет уже ничему удивиться невозможно – но нет, всё новая и новая ложь вылезает там, где вроде бы и проверять нет смысла…

Вот, например, каждый уважающий себя квиноман знает про так называемый «инцидент в Рио». Эту историю рассказывают на страницах книг и прессы, в радиопрограммах и документальных фильмах, в воспоминаниях бесчисленных «ближайших друзей»…

Вот как выглядит эта история в её официальной версии.

В январе 1985 года Queen выступала на фестивале в Рио-де-Жанейро (Rock in Rio). В программу концерта входила песня I Want To Break Free, которую Меркьюри исполнял переодетым в женскую одежду, в женском парике и с накладными грудями. Когда он вышел в таком виде на сцену, это сильно не понравилось бразильской публике, его освистали и закидали камнями. Музыкант скинул женские одежды, и инцидент был исчерпан.

Эта история не заслуживала бы внимания, если бы она не стала краеугольным камнем в мифе об активном гее, который демонстрировал свою нетрадиционную ориентацию прямо на сцене, особенно при исполнении I Want To Break Free, что вызвало агрессию недостаточно политкорректной публики. Теперь, стоило кому-нибудь, услышав, что Меркьюри пропагандировал на концертах культуру гей-клубов, воскликнуть «Что за чушь!», как ему тут же с умным видом напоминали об инциденте в Рио и о том, что он сам виноват в этой истории – нельзя же так откровенно демонстрировать свои пристрастия.

Бесполезно было говорить, что «женский» номер I Want To Break Free демонстрировался во время всех концертов The Works Tour в течение двух лет, 1984 и 1985 гг., в десятке стран Европы, в Австралии, Новой Зеландии, Японии и др. – и нигде не было никакой неадекватной реакции. Что во время исполнения песни Меркьюри скидывал с себя женские одежды, представая перед публикой в своём настоящем виде. Что в интервью он говорил, что песня совсем не про «это». Бесполезно. Вбитый в голову миф оказывался важнее любых аргументов.

Почему в Японии за тот же номер не освистали? Да просто там публика более интеллигентная. Но ведь Меркьюри не отказался от этого номера, пояснив, что ему неважно, как его толкуют? Потому что он был слишком упрям в отстаивании своих гей-штучек, иначе бы учёл пожелания публики…

Учитывая шумиху, поднятую вокруг одноимённого клипа, а также то, что именно в Бразилии чудо в розовой кофточке, носящее гордое имя журналистки, упорно выясняла у музыканта, является ли этот клип рассказом о мире геев (этот эпизод с большим удовольствием цитируют в официальных релизах Champions Of The World и Greatest Video Hits 2), переубедить упрямцев было достаточно сложно.

Говорили и о том, что Меркьюри, возможно, неправильно поняли, что I Want To Break Free в третьих странах стала песней протеста против угнетения, и потому бразильская публика была оскорблена его шутками. Так, Анна Давыдова в статье «Человек эпохи Возрождения» пишет:

«Его всегда хотели понимать буквально – ведь так намного проще! – но он с завидным упорством сопротивлялся. За что и получал. В этом плане показательна история, связанная с песней I Want To Break Free из альбома 1984 года The Works. В ряде стран Латинской Америки слова «Я хочу обрести свободу! Видит Бог, как я хочу освободиться!» сделали ее мегапопулярной песней протеста, а в ЮАР она даже превратилась в неофициальный гимн Африканского национального конгресса. Но Меркьюри же, как всегда, пел о другом, — что и не преминул продемонстрировать в снятом на нее клипе. Появление на экране участников Queen в женских одеждах, а также двусмысленная балетная сцена, спровоцировали всемирную травлю в прессе – с одной стороны, Queen обвиняли в пропаганде гомосексуализма, а с другой – в оскорблении сим нежных чувств пролетариата стран третьего мира».

Так что же на самом деле произошло в Рио?

Тут необходимо сделать небольшое лирическое, точнее, техническое, отступление. Дело в том, что во время фестиваля Queen дала два концерта в Рио-де-Жанейро, 11-го (по другим данным – 12-го) и 18-го (по другим данным, 19-го) января. Существует несколько записей этих концертов:

  1. Официальная запись, вышедшая ещё в 1985 году. В этом году переиздана на ДВД в Германии лейблом Masterplan. Она называется записью второго шоу, но есть данные, что это компиляция из двух шоу. В официальную запись входит I Want To Break Free, причём с «инцидентом». Запись не показывает точно, что произошло – камера показывает зал, видно, что там что-то происходит, все мечутся, слышен свист. Что в этот момент происходит на сцене, не показывают. Затем объектив снова переходит на сцену, куда выходит Queen, и раздетый Меркьюри сердито запевает I Want To Break Free. Зал мгновенно успокаивается. В дискографиях пишут, что сцена изгнания музыканта со сцены была вырезана по цензурным соображениям.
  2. Полная запись первого шоу, также с I Want To Break Free. На этом концерте всё прошло спокойно. Доступна только на бутлегах.
  3. Избранные эпизоды второго шоу, снятые другими камерами, без I Want To Break Free. Эта запись также доступна только на бутлегах.

После того как ко мне попала запись первого шоу, внимание привлекло отсутствие каких либо проблем при исполнении этой песни. Та же страна, тот же город, та же публика, те же дни – и такая разная реакция.

Что же случилось? Почему шуточный номер был нормально воспринят на одном шоу и совершенно неадекватно – на другом? Если Фредди чем-то задел чувства и нравственность бразильцев, то почему они среагировали только один раз? Почему нигде не показывают полную версию «инцидента»? Почему многочисленные похабные документальные фильмы, так любящие поддельную «клубничку», никогда не показывают ничего подобного?

Я обратилась за разъяснениями к известному бразильскому квиноману Антонио Хенрике Селигману (фан с 1977 года, человек, очень хорошо известный среди поклонников Queen, один из основателей бразильского фан-движения). Мы с ним как раз менялись записями, и я поинтересовалась, нет ли у него подробной записи «инцидента». Ответ вверг меня в изумление. Оказалось, Антонио был на том шоу.

I was there and as far I can remember there isn't much else to be seen... The incident story around is complete bullshit. The problem during IWTBF on the first show was that during that song some Iron Maiden fans have rise a big Iron Maiden banner (or poster, I can't remember exactly), and the Queen fans behind them throw stones on the banner shouting them to put the banner down (they were blocking the view). Some stones hit the stage and Freddie thought that it was because his fake breasts... I don't think the Iron Maiden banner was captured by the TV cameras, so I think it is difficult to understand what happened only watching the video... think I haven't expressed myself correctly, sorry.

Iron Maiden incident was not captured properly by the Globo TV cameras (unless they have other angles - pointing to the crowd - on their archives).

В ходе переписки удалось выяснить обстоятельства «гнева бразильской публики». Как оказалось, как раз во время злосчастной песни группа фанов Iron Maiden выбросила большой то ли баннер, то ли постер с названием их любимой группы. Поклонники Queen налетели на них с требованием убрать баннер. Горячие бразильские парни не согласились, и через пару секунд бушевала драка. Засвистели камни, некоторые попали на сцену, куда как раз выходила Queen. Музыкантам пришлось отступить за кулисы и выйти «на бис», при этом Меркьюри скинул женскую одежду. Антонио предположил, что Фредди мог не понять подлинную причину возникших в публике волнений и принять это на свой счёт. Что же касается злосчастного баннера, то, по его предположению, он просто не попал в поле зрения камер Globo, а если такая запись и существует, то где-то в недрах бразильского ТВ.

Вот и всё. Никаких гей-штучек, никакого праведного гнева консервативной публики, никаких оскорбленных чувств. Случайная драка, по стечению обстоятельств совпавшая с исполнением I Want To Break Free. И в этом контексте поведение Меркьюри выглядит совсем иначе. Не как «испуг от реакции на собственную наглость», а как безукоризненные действия профессионала. Менее чем через пару секунд после того, как над залом разнеслось I want to break free, I want to break free, беспорядки в публике стихли, как по мановению волшебной палочки, фанаты как Queen, так и Iron Maiden перестали молотить друг друга и, замерев, внимали голосу Фредди.

Так что, когда вам в следующий раз начнут рассказывать очередную правдивую историю про «неопровержимые доказательства», демонстративно нетрадиционное поведение Vthrm.hb, сценическую одежду из гей-клубов и прочую лабуду, вспомните про Бразилию, где живёт много диких квиноманов, не оценивших прелести нетрадиционного искусства Queen.


Мариам Ахундова



Современная Мифология

На Главную