Freddie for sale

 


Вместо эпиграфа

freddie for sale

 

Некоторое время назад я обратила внимание на аукционы, на которых выставлены предметы, тем или иным образом связанные со знаменитыми людьми. По понятным причинам в первую очередь меня интересовали лоты, относящиеся к «Queen» и Фредди Меркьюри. Результаты мониторинга ряда крупнейших аукционных домов представлены в данной таблице.

Вопреки иллюзии, которая может сложиться при взгляде на громкие названия аукционных домов и перечень реализованных ими лотов, связанных с Фредди Меркьюри, большинство вещей расходится не с «Christie’s», «Sotheby's» или «Bonhams» – трех ведущих аукционов Великобритании, а с Интернет-аукционов или растворяются неизвестно каким образом. Мониторинг продаж не ведется. В Сети существует только один сайт, где поднимается этот вопрос, также действует специализированный сайт, работающий с автографами Фредди и Queen. На форумах, если таковые содержат отдельные темы, свалено все в кучу – концертные костюмы, винил, постеры, автографы, книги, продающиеся на Интернет-аукционах, и прочее. Интерес в среде поклонников низкий. Большинство лотов практически не анонсируется, реклама слабая – о каком привлечении общественного внимания к уже обозначенной теме можно рассуждать? Положа руку на сердце, ответьте себе на вопрос: о каких лотах Вы были осведомлены? Большинство назовет «Роллс-Ройс», мантию, сценический костюм «Magic Tour», возможно – красные кожаные брюки и черную кожаную куртку.

Даже минимум усилий по привлечению внимания к аукциону, выставляемым предметам, личности музыканта делается как будто для галочки в годовом плане советского колхоза «40 лет без урожая». «Mercury Phoenix Trust» зарегистрировался на «eBay», продал вещички и благополучно забросил страницу и торговлю, хотя эта деятельность была заявлена как постоянная. Нет единой централизованной, скоординированной политики по данному вопросу. Никто не критикует сомнительные лоты и откровенные фальшивки, не интересуется тем, на каких основаниях их обладатель приобрел ту или иную вещь, не пытается выкупить их для создания музея. Продают все и вся: бывшие «любовники-садовники-парикмахеры-друзья», родные, коллеги по группе, официальный фан-клуб, фонд имени покойного. При внимательном обзоре лотов касающихся не только Меркьюри, но и «Queen», всплыла неприятная тенденция – перепродажа.

И, конечно же, первое, что бросается в глаза – цена, по которой уходили эти раритетные, знаковые предметы.

Сравним, по какой цене были проданы аналогичные лоты по итогам аукционов последних лет – вещи известнейших представителей шоу-бизнеса, сопоставимых по статусу с Фредди, а также обозначим последние тенденции в аукционной политике.

Начнем с музыкальных инструментов.

 

Пианино Джона Леннона, на котором он сочинил «Imagine», обошлось неизвестному коллекционеру на аукционе 2000 г. в Лондоне в пределах от £ 800.000 до £ 1.000.000. Электрическое пианино, подаренное Леннону Элтоном Джоном, ушло более чем за $ 240.000. Гитара Джорджа Харрисона была продана за $ 435.000. Гитара Курта Кобейна – за $ 117.500. Белый «Fender Stratocaster» 1965 года, на котором играл Джимми Хендрикс – чуть менее $ 200.000. Легендарную гитару с Вудстока приобрел коллекционер по не менее легендарной цене – $ 1.800.000. Превысили миллионную планку гитары Э. Клэптона, две гитары Джерри Гарсиа («Grateful Dead »), такую же цену прогнозируют первой сожженной гитаре Хендрикса, прототипу «Стратокастера». Пианино Элтона Джона – $ 164.500. Расписанный вручную барабан, который попал на обложку альбома «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера» 1967 г. – £ 541.250. В 1994 году этот лот ушел на «Sotheby's» за £ 50.000 GBP, что тоже весьма и весьма прилично. Альт-саксофон легендарного джазового музыканта Чарли Паркера – более $ 261.000.

 

Едва ли не самым прибыльным делом является продажа с аукциона машин знаменитостей. Реализация подержанного авто, к которому прилагается имя «звезды», способно избавить владельца от поднадоевшего средства передвижения и не прогадать при этом в цене.

В свое время Элтона Джона спас от банкротства аукцион «Christie’s», получивший за 20 машин из его гаража почти $ 3.000.000. «Я и понятия не имел, что можно выручить такую сумму за подержанные машины!» – воскликнул певец, узнав о результате. Естественно – получить в среднем за каждую машину по $150.000– очень неплохо.

Авто Ш. Стоун «Lincoln Continental» 1961 года выпуска, на котором та практически не ездила, пошло с молотка за $ 400.000.

Автомобиль Леннона «Ferrary-330 JT» голубого цвета начали продавать с отметки в £ 80.000. А более 20 лет назад, в 1985 году, в Нью-Йорке его «Роллс-Ройс» был реализован за $ 2.229.000 долларов. Мини-мотоцикл «Honda», принадлежавший сначала Джону Леннону, а потом Ринго Старру, продан в текущем году с «Bonhams» за £ 36.000 при эстимейте в £ 7.000.

 

Не секрет, что в последнее время массовые продажи на аукционах стали служить «звездам» не только способом получить дополнительную прибыль, но и убрать с глаз долой ненужные вещи. Элтон Джон в этом случае – самый яркий пример продаж подержанных вещей в масштабах супермаркета. Сэр Элтон систематически выставляет на распродажу тысячами вещи из своего гардероба, который нужно обновить, сотнями предметы интерьера дома, нуждающегося в новом дизайне, разово продал 4000 очков. Доход варьируется в пределах $ 700.000 – 1.500.000. В 2005 г. Бритни Спирс массово распродавала свои личные вещи через Интернет-аукцион – бюстгальтеры, джинсы, вьетнамки, игрушки, драгоценности и мебель. Практикует подобное и Мадонна.

Есть случаи вынужденных распродаж перед надвигающейся угрозой банкротства. Последний яркий пример – принудительная продажа с молотка части имущества М. Джексона в 2007 г.

 

Гораздо реже проводятся специальные аукционы, посвященные продаже вещей покойных знаменитостей. Разумеется, не последней рубашки. Как правило, этим занимаются родственники усопших, их официальные представители или компании к очередной годовщине рождения/смерти, в целях привлечения внимания к «звезде», финансовых вливаний в фонды их имени, поддержанию специальных проектов, просто на благотворительные нужды или другие не менее благородные целям.

В 2005 г. в Нью-Йорке состоялся аукцион по распродаже вещей убитого президента Кеннеди и его семьи. Общая сумма выручки составила $ 5.500.000, в пять раз выше суммарной стартовой цены предметов. Цена отдельных лотов возросла в семьдесят раз. Письменный рабочий стол Кеннеди с его инициалами пошел с молотка за $ 452.800 при первоначальной стоимости в $ 7.000. Среди прочих предметов наибольший интерес вызвали портрет Жаклин Кеннеди, проданный за $ 216.000, и кресло-качалка, которое приобрели за $ 96.000. Часть средств, полученных от аукциона, направлена на финансирование библиотеки имени Джона Кеннеди, а также на благотворительную деятельность.

Этот же год подарил уникальный и единственный в своем роде аукцион по продаже вещей М. Монро. 298 лотов позволили собрать сумму в $ 1.100.000 – втрое больше ожидаемого. Так, ее записная книжка стоила $ 90 000. Пляжный зонтик – $ 42.000. Обручальное кольцо, которое ей подарил второй муж, легендарный бейсболист Джо Ди Маджио – $ 772 000 (причем продано около 10 лет назад). Коробка для ланча ушла за $ 600.

Мебель из Гарден Лодж, который Меркьюри сам со вкусом обустраивал несколько лет, также уходит в чужие руки. Но не на аукционах и не за денюжку, а совершенно бесплатно раздается бездомным. При этом благородные английские бомжи отказываются от оскорбительных предметов: не хочу зеркало, в котором отражались его любовники.

Похвастаться тематическим аукционом имени себя такого же уровня Фредди не может.

 

Хороший доход приносит продажа гардероба – как верхнего, так и нижнего.

«Маленькое черное платье», в котором Одри Хепберн снималась в культовом фильме «Завтрак у Тиффани», стоит почти $ 1.000.000. Накидка Кэтрин Хепберн – $ 27.000. Розовое платье М. Монро из фильма «Сумасшествие седьмого года» – $ 27.000. Платья принцессы Дианы уходили по цене минимум £ 10.000 (но поскольку они продавались на одном аукционе десятками, это априори снизило их цену). Бикини первой девушки Бонда, Урсулы Андресс, в котором великолепная швейцарка выходила из моря в «Докторе Но» – почти $ 100.000. Нижняя часть нижней одежды Бриджит Джонс (к/ф «Дневник Бриджит Джонс») – $ 3.756. Предмет верхней части нижнего гардероба Джессики Альбы из фильма «Город грехов» – $ 1.025. Расшитый лиф Мадонны от дизайнерского дома «Dolce&Gabbana» – $ 24.000, черный расшитый блестками лиф, украшенный золотыми металлическими кистями, – $ 20.000.

Мужская одежда традиционно дороже. Например, костюм Супермена из сериала 50-х годов может стоить $ 130.000. Костюм Кристофера Рива из «Супермена» 1978 года был продан гораздо дешевле – «всего» за $ 56.000. И уж совсем «смехотворно» оценили накидку Супермена в 2007 г. – $ 30.000. Плащу Нео из «Матрицы» повезло еще меньше – примерно $ 15.000.

«Счастливая» спортивная майка короля футбола Пеле, в которой тот забил два решающих гола в ворота сборной Швеции на Чемпионате мира 1958 года, куплена за $ 180.000. За другую майку, в которой он играл на своем последнем Чемпионате мира, состоявшемся в Мексике в 1970 г., было уплачено $ 283.000. Костюм великого танцовщика Рудольфа Нуреева стоил $ 18.000. Кожаный шейный платок, который Дж. Леннон носил в 1967 году, продан за $178.000. Френч военного образца Леннона, который, как считается, вдохновил его на написание классической песни «Битлз» – «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера» – $ 174.000. Один из концертных костюмов Элвиса Пресли ушел с молотка за $ 175.000. Мотоциклетная кожаная куртка «Харли Дэвидсон», украшенная вышитыми инициалами Пресли на подкладке и усыпанным бриллиантовой крошкой – $ 35.000. Белый концертный костюм – $ 300.000.

 

Есть и довольно специфические, но высоко оцененные предметы – главным образом, киношный инвентарь и личные вещи: накладные ресницы Бетт Дэвис – $ 600, перчатки с лезвиями, которые носил Джонни Депп в фильме «Эдвард руки-ножницы» – $ 28.000, меч джедая из «Звездных войн» – 200 с лишним тысяч долларов. Парик Энди Уорхолла – $ 10.800. Два искусственных гигантских глазных яблока, использовавшихся в промо-кампании DVD группы «Pulse» и подписанные всеми участниками команды – £ 16.500. Стул, на котором сидел Элтон Джон во время концерта в Пушкине под Петербургом, был продан с аукциона за $ 20.000. Оценочная стоимость магической шляпы зеленой ведьмы Wicked Witch of West (Бастинды – в русском переложении Волковым сказки «Волшебник страны Оз») на аукционе «Guernesey’s» составила $ 60–80.000, хлыст из первого фильма об Индиане Джонсе – $ 75–100.000, портсигар Кларка Гейбла из «Унесенных ветром» – $ 30–40.000, меч Мела Гибсона из фильма «Бравое сердце» – $ 30–40.000, ковбойские сапоги, которые носил Пол Ньюман (фильм «Hud») – $ 5–8.000. На очередном аукционе студии XX Century Fox хромированный скелет Арнольда Шварценеггера из «Терминатор» оценивался в сумму не меньше $ 100.000. Главная входная дверь в доме бабушки и дедушки легендарного Джима Моррисона, где тот жил в течение шести лет, реализована за $ 2.500 (при этом можно смело умножить данную сумму в несколько раз, если бы она выставлялась не на «eB ay», а на более престижном и анонсированном аукционе).

 

На аукционах нередки лоты со знаком минус, но раскупаются они хорошо и привлекают внимание публики. Кольт, из которого в 1963 году Джек Руби застрелил Ли Харви Освальда, – несколько миллионов долларов, серая шляпа Руби – $ 25-50.000, туфли – $ 7.500 – 10.000. Бирка с пятнами крови и прикрепленными к ней белой ниткой волосами Освальда, висевшая на пальце его ноги в морге – $ 15-20.000. Кожаный жакет, который был на Брэндоне Ли, когда его предположительно случайно застрелили во время съемок «Ворона» – $ 15-25.000. Ветку, которая случайно упала с дерева во время похорон Э. Пресли, удалось реализовать за $ 798, оценочная стоимость его флакона из-под лекарств составила $ 2.000-4.000.

 

Стабильно актуальны «запчасти» селебритис.

В 2005 году аукционный дом «Dominic Winter» продал зуб Наполеона, удаленный в 1817 году, когда император находился на острове Святой Елены, за $ 19.000. 8-сантиметровый пучок волос легендарного революционера Че Гевары была продана на аукционе в Далласе за $ 119.500. Аукционный дом «Gorringes» первоначально оценил волосы Джона Леннона в £ 2–3.000. Больше повезло его коллеге по цеху Элвису Пресли – на аукционе в Барселоне за $ 1833 был продан один его волос. В 2002 г. был поставлен мировой рекорд в этой области: волосы великого Пресли обошлись покупателю в $ 115.120. Годом позже лот, состоящий из зуба, пряди волос, отрезанных во время стрижки при призыве на службу в рядах Вооруженных сил, и редкой записи, стартовал с суммы в $ 100.000.

 

Редкие фотографии «звезд» и их негативы стабильно высоки в цене. С лондонского аукциона «Bonhams» в 2002 г. за $ 13.000 была продана фотография покрытых кровью очков Джона Леннона. Она была сделана Йоко Оно, и существует всего в шести экземплярах. Фотография обнаженной М. Монро в первом номере «Playboy» 1953 оценивалась в £ 5.700, а снимок из последней фотосессии незадолго до смерти продали за несколько миллионов долларов.

 

А как обстоят дела с письмами знаменитостей, в особенности, личными, и прочими бумагами, имеющими ценность для коллекционеров и потомков?

Самым дорогим письмом в мире считается письмо, написанное Авраамом Линкольном 8 января 1863 г. – $ 748.000 («Christie’s», 1991 г.). Страстное письмо Наполеона Бонапарта, которое написал французский император своей будущей жене Жозефине де Богарне, ушло с молотка на лондонском аукционе «Christie’s» за $ 557.000. Письмо Исаака Ньютона, в котором он пишет о теории всемирного тяготения – $ 410.000. Письмо английского поэта XVII века Джона Донна – почти $ 230.000. Короткая записка А. С. Пушкина – $ 290.000.

Самой дорогой музыкальной записью в Книге рекордов Гиннесса значится 508-страничный переплетенный сборник нот 9 симфоний, написанный рукой автора, Вольфганга Амадея Моцарта – $ 4.136.000 («Sotheby's», 1987 г.). А рукопись нот «Сонаты для фортепиано Е-минор.опус 90», написанная Людвигом ван Бетховеном – $ 2.008 380 («Sotheby's», 1991 г.).

Наброски хитов групп уровня «The Beatles» или «Rolling Stones» оцениваются суммой с нулями, количество которых редко сводится к трем. Так, тексты песен, написанные рукой Джона Леннона «Give Peace a Chance » и «I ' m Only Sleeping » проданы на аукционе «Christie ' s » за £ 421.250 (эстимейт – £ 300.000) и более £ 200.000, соответственно.

Письмо, представляющее собой ключевой документ в истории раскола «Битлз» – £ 48.000. На аукционе в Лондоне 2005 г., посвященном памяти Леннона, рукописный текст песни «All You Need Is Love », ставшей гимном целого поколения, ушел за астрономическую сумму – £ 690.000. Эстимейт листка с двенадцатью строчками был превышен в 2 раза.

Контракт с организаторами первого выступления Э. Пресли на радио в 1954 г. эксперты оценили в $ 14-16.000. Контракт, заключенный участниками «Битлз» и их менеджером Брайаном Эпштайном 1 октября 1962 года – более £ 120.000.

В отношении же писем, открыток, записок, сет-листов руки Меркьюри квиноманы мрачно шутят: один рубль штучка, три рубля кучка. Действительно, если мы взглянем на цены, по которым были реализованы личные письма, открытки и телеграммы, их средняя цена колеблется в районе £ 300 фунтов. Максимум составляет £ 4 200 – во столько оценен покупателем редчайший сет-лист композиций 1969 г., на котором начинающий музыкант проявил свои музыкальные предпочтения доквиновского периода и задатки художника, нарисовав несколько карикатур. Контракт Queen» с «Электрой» 1976 г. ушел с «eBay» за $ 4.999.

Приятным исключением стало письмо Фредди от 1973 г., написанное им на заре карьеры главе и основателю «Elektra Records» Джеку Хольцману. Оно ушло по стартовой цене с одного поступившего предложения – $ 9.999. На этот раз претензий и сомнений, которые обычно возникают в отношении таких лотов, не возникло. Тем не менее, если бы все не делалось словно из-под полы, на «eBay», и цена, и количество потенциальных покупателей были бы больше.

Так, в 2003 г., в лондонском аукционном доме «Cooper Owen» прошел аукцион «Rock Legends », выставлялось более 260 лотов. По словам владельца аукционного дома, мистера Оуэна, все собиралось буквально по крупицам со всего мира. Акция получила широкое освещение в СМИ и, соответственно, высокие цены лотов.

Но вновь на Фредди Меркьюри общие правила не распространяются: казалось бы, именитый аукционный дом («Christie’s», «Sotheby's», «Bonhams»), продажа накануне 5 сентября/24 ноября, уникальные лоты, в редких случаях даже худо-бедное освещение в прессе… а эффект опять одинаков: никакого ажиотажа, бросовые для знаменитости его уровня цены…

 

Пользуются спросом и раритетные аудиозаписи. На уже упомянутом «Rock Legends » выставлялись матрицы первой и последней песен Элвиса Пресли. Стартовая цена сингла «That’s all right mama», который открыл дорогу Элвису в 1955 году – $ 30.000. При реализации в текущем году на аукционе вещей Пресли оригинал звукозаписи его мирового радиодебюта в рамках знаменитого шоу «Луизиана Хэйрайд» от 16 октября 1954 года имел оценочную стоимость в $ 12-14.000, а микрофон, перед которым он выступал – $ 10-20.000.

В 2004 г. начальная стоимость оригинала двухдюймовой мастер-пленки с записью 17-летнего Принца вместе с авторским правом на нее составила $ 600.000, ранняя запись Джимми Хендрикса – от $ 40.000 до $ 60.000. В 2005 г. единственная запись выступления «The Beatles » в Гонг-Конге (10 композиций) оценивалась экспертами в области £ 30-40.000, запись ранее неизданного интервью с Дж. Ленноном и Й. Оно (май 1969 г.) на их акции «Bed – In For Peace » в Монреале – £ 15-20.000.

Для сравнения: редчайшая, уникальная 10-минутная запись репетиции двух композиций «Wreckage » в квартире Фредди на Ферри Роуд в 1969 г. реализована за £ 5.520.

Один из интереснейших лотов последнего времени в рок-музыке – редкая запись песни Мика Джаггера и Джона Леннона. Она никогда не издавалась и была потеряна для мира без малого 30 лет назад. Интерес публики к ней был огромен. Записи же Меркьюри и Джексона не спешат обнародовать. Или этим вопросом попросту некому и незачем заниматься?

 

Видео (особенно приватного и раритетного характера) традиционно принадлежат к одним из наиболее дорогих групп лотов. Последний пример – копия засекреченной ФБР 15-минутной записи эротического характера с участием М. Монро была продана в 2008 г. за $ 1.500.000. Разумеется, первая пленка Ф. Балсара 65-го года – это не секс с Монро, но пару тысяч в сравнении с 1,5 млн... Скромненько. И странно. Поскольку при таком образе жизни, какой приписывают Меркьюри, откровенные видео должны были посыпаться как из рога изобилия – от папарацци, от многочисленных любовников, от тех, кто называет себя близкими друзьями. То ли ввиду их особого благородства, то ли от неумения пользоваться техникой этого не наблюдается. Между тем, немалое число коллег Фредди по цеху имели на своем счету такого рода видео, включая записанные ими же, и сделаны они были далеко не в век развития Интернета и появления нового тренда в пиаре – обнародования секс-видео.

Вместе с тем, на youtube.com в последние пару лет стали появляться – разумеется, совершенно бесплатно – кадры домашних съемок разных лет довольно провокативного плана. Фредди Меркьюри гуляет в саду с оравой полуодетых мужчин, на другой пленке – общается с гей-друзьями дома. Вот его купает «любимая мужа» Джим Хаттон. Затем эти же друзья фигурируют еще на одной записи, Меркьюри показывает им свой дом. Также выложено видео с последнего Рождества 1990 г. с крестником.

По сути, это микс из секундных обрывков настоящих кадров и монтажа. Пытаться продавать их на аукционах бессмысленно – они не выдержат не то что проверки, а элементарного внимательного просмотра. Да и их создатели не ставят перед собой цель обогатиться, хотя за подобное видео был шанс получить сумму с несколькими нулями (если бы они были подлинными) – цель заключалась в том, чтобы донести до общественности нужную информацию. А она все та же – гарден-лоджская гей-семья как ближний круг Фредди Меркьюри, особая роль Мэри Остин, вечно приподнятое настроение и ничегонеделание главного героя. Лучшего способа для того, чтобы донести идею в массы, чем вывесить видео на «тюбике», не придумать. Кстати, эти же видео использовались в документальных фильмах о Фредди Меркьюри.

 

Еще один немаловажный нюанс всплывает при обзоре лотов, связанных с Фредди Меркьюри. Будучи дизайнером по образованию и применяя свои способности в этой области в творчестве группы, а также рисуя в приватной жизни, по крайней мере, в молодости и в годы болезни, Фредди должен был оставить после себя множество черновиков, набросков, эскизов, законченных рисунков. Это касается и проектирования сценических костюмов, и концепции обложек синглов/альбомов, символики группы, идей клипов. Однако все, что стало доступным для широкой публики – это несколько рисунков Меркьюри раннего периода, по которым весьма заметно, что талантливый человек талантлив во всем. На аукционах изредка всплывают отдельные лоты – 2 наброска концертных костюмов для турне 1974 г. (вместе с концертным японским кимоно и фото проданы всего за £ 1.293), скетч, карикатуры, нарисованные поверх сет-листа 1969 г. (£ 4.200), автопортрет на бумаге формата font-family: "Arial","sans-serif"'>A 4 «Как Фредди видит себя», выполненный в зеленом цвете. При этом никто не озабочивается ни экспертизой, ни иными доказательствами подлинности этих работ – хотя они не имеют ничего общего с существующими образцами.

Также были проданы портрет молодого Меркьюри маслом кисти Пьетро Псейра, друга Э. Уорхолла, подписанный обоими (£ 2.000-3.000), портрет 1986 г. и 2 наброска Фредди за авторством Томми Хейберна с подписями Фредди и Хейберна, картина времен Илинга 1969 г., размноженная автором и подаренная одноклассникам. Согласно прилагающейся к лоту информации, это мог быть единственный уцелевший экземпляр.

 

Необходимо отметить, что предметы, имеющие отношение к хобби «звезд» или проявлениям их способностей в других областях искусства, расходятся с аукционов как горячие пирожки. Масляная картина, написанная Ленноном в 1958 году, потянула на $ 50.000. По словам уже упомянутого Теда Оуэна, одного из основателей аукционного дома «Cooper Owen», подписанный рисунок Леннона еще до начала аукциона вызвал «огромный интерес». Этот авторский коллаж, сделанный им для Элтона Джона и подаренный на день рождения в 1975 году, обошелся в £ 22.500. Нарисованная М.Монро роза с подписью «President Kennedy, Happy Birthday and again I say Happy Birthday. Always Marilyn Monroe, June 1, 1962» ушла с аукциона за $ 78.000.

Исходя из сказанного выше, очевидно, что вещи Фредди как сценического, так и личного характера уходят по смехотворным ценам. Его автомобиль стоит в 5 раз меньше, чем Элтона Джона и в 75 раз дешевле машины Джона Леннона (кстати, тоже «Роллс-Ройса»), а первоначальная стоимость вообще составляла £ 5.000. Культовый предмет гардероба – королевская мантия – находится в одной ценовой категории с накладными ресницами Бетт Дэвис, коробки для ланча М. Монро или бюстгальтером маленькой голивудской «звездочки». Очки Леннона, которые музыкант носил в 1973-1974 годах, стоили будущему владельцу £ 39.000. Одному Богу известно, сколько на фан-конвенции могли предложить рядовые поклонники за не менее известные очки Меркьюри, которые надевались во время фотосессии для альбома «Мr. Bad Guy» и повседневной жизни – факт продажи вообще не анонсировался, цена неизвестна. Красные кожаные брюки из «Crazy Tour» проданы на одном аукционе по такой же цене, что и рубашка Сида Вишеса – £ 3.000. Несколько комплектов, состоящих из двух синглов – один с подписями всех членов группы и второй с автографом Фредди – продавались по цене от £ 134 до 225 – это столько же, сколько постер «Битлз», и страшно представить, во сколько раз меньше автографа кого-либо из легендарной ливерпульской четверки. Максимум, который можно обнаружить в области автографированных пластинок, реализованных ведущими аукционными домами Великобритании – £ 2.500, в большинстве случаев предел в £ 1.000 редко преодолевается, несмотря на то, что на аукционах прилагается товар «в нагрузку» – фото, программка, бэджик и пр. Некоторое время назад в Интернете была выставлена футболка Фредди за... $ 0.01! (при этом причинами продаж назывались финансовые затруднения). Ушла она в итоге за $ 300... Неужели этим хотят сказать, что это уровень Фредди Меркьюри?..

Редким исключением стал костюм из «Magic Tour», последнего тура «Queen», реализованный за £ 26.290. И то, изначально эксперты не давали ему больше £ 12.000. Большая же часть предметов, носящих на себе отпечаток Меркьюри, уходят за бесценок.

Чаще всего звучит мотив борьбы со СПИДом и пожертвований для этой цели за счет продажи вещей покойного. Но какую роль могут сыграть эти пару десятков (и это верхний рубеж) тысяч фунтов?

Тед Оуэн так высказался о топовых рок-н-ролльных лотах: «Когда лот превышает сумму в $ 250.000, на него начинается настоящая охота среди крупных коллекционеров. Иметь такую вещь очень престижно, это хорошее вложение средств». Одновременно это гарантия того, что знаковый предмет из истории рок-н-ролла находится в надежных, бережных руках. Он не рискует затеряться среди мелких покупателей, быть многократно перепроданным, что впоследствии затруднит его приобретение и выкуп для музеев/галерей/центров, связанных с искусством и культурой (об этом чуть ниже). Примечательно, что лотам, связанным с Фредди Меркьюри, ни разу не удалось даже близко приблизиться к планке в $ 250.000, хотя по своей значимости для музыкальной культуры они не уступают тем, которым посчастливилось быть достойно оцененными. Из-за низких цен они просто распыляются, оседают у неизвестных лиц, уменьшая тем самым и без того призрачные перспективы создания музея Меркьюри. Потенциальным покупателем может стать практически любой среднестатистический гражданин Европы и Америки.

Ряд вещей Фредди, в т. ч. сценических, осел в руках прислуги. В своем интервью, данном queenonline.com, П. Фристоун пояснил, что дал поносить другу черные дамские туфельки «госпожи» Фредди из «I Want To Break Free», а тот их не вернул. Бывший водитель П. Джонс рассказал, что часть гардероба Фредди разошлась по «друзьям» – японские кимоно, футболки (в одной из которых сладко спит его дочь). Дэйн Кларк, парикмахер и костюмер в 1976-1980 гг., продал на «Christie’s» черно-белое трико из американского турне 1978 г., которое ему якобы подарил Меркьюри.

Фристоун, владеющий Kintyre Hotel, складировал там ряд вещей Фредди – концертный бубен, домашнюю посуду, открытки, рисунки, фото, награды Фредди, отдельные предметы искусства. По сути, превратил его в домашний музей (или дом Фредди?). Конечно же, доступа посетителям нет, поскольку это частное владение.

дом-музей Фристоуна дом-музей Фристоуна дом-музей Фристоуна

дом-музей Фристоуна дом-музей Фристоуна

 

По удивительному совпадению концертный бубен Фредди из тура 1975 г., существующий в единственном экземпляре (отличительная особенность – красная обмотка) одновременно находится в двух местах – в «доме-музее» Фристоуна и в собственности фотографа Питера Хинса, работавшего с Queen.

дом-музей Фристоуна Питер Хинс

П. Фристоун      П. Хинс

 

Частью предметов, в т.ч. наградами, владеет официальный фан-клуб.

фан-клуб

 

С развитием Интернет-аукционов вызывает большой вопрос подлинность отдельных лотов, приписываемых Фредди. Так, на «eB ay» выкладывается столько автографов, что создается впечатление, как будто музыкант сидел и строчил их целыми днями для благодарных потомков.

По свидетельствам экспертов, официальный фан-клуб много лет торгует поддельными автографами «Queen» и Фредди Меркьюри. Его председатель, Джекки Смит (Ганн), неоднократно выступала в качестве лица, подтверждающего аутентичность лотов, и продавца. Недавно офис фан-клуба переехал из занимаемого им помещения на квартиру Ганн (эдакий фан-клуб в подполье), приема там нет, контакты устанавливаются через Интернет. Если ранее можно было посетить клуб в Лондоне, то сейчас это стало невозможным – импровизированный офис находится на частной площади. В связи с этим судьба вещей, размещенных в фан-клубе, под вопросом. Как заявила Ганн на сайте фан-клуба, ей необходимо продать их часть. Упоминались 3 награды Фредди, многочисленные награды «Queen», автографированные предметы и «множество необычных лотов».

Маечками-постерами-значками официальные фан-клубы торгуют либо поощряют ими своих членов в случае каких-либо конкурсов, соревнований и пр. Это норма и вопросов не вызывает. Но «золотые», «платиновые», «мультиплатиновые» диски – совершенно иная плоскость. Эти диски вручались Фредди Меркьюри, как и любому другому музыканту, по результатам продаж копий его собственных альбомов/синглов и в рамках «Queen ». После смерти на таковые имела право его семья. При жизни Меркьюри, разумеется, мог часть отдать в фан-клуб, особо близким людям – подарить. Однако присмотревшись к той ситуации, которая существует сегодня в данной области, невольно рисуется сюрреалистичная картина: талантливый музыкант, не успев получить очередной «золотой» диск, спешит от него избавиться и несется с гремящей охапкой в родной фан-клуб, гей-клуб и близлежащую помойку, чтобы одарить каждого «милого друга» с внешностью водителя грузовика. И даже на смертном одре мистер Меркьюри продолжает рассовывать по карманам «близких» памятные дары, чтобы впоследствии они были обязательно втихую спущены за 5 копеек со средненького аукциончика.

Между тем, как каждый талантливый человек, вкладывающий труд, время и частицу себя, своего дара в произведение, Фредди Меркьюри был рад признанию и успеху. Диски висели на стенах его квартиры на Стаффорд Террас, в Гарден Лодж, дома у родителей в Фелтхеме. Сейчас эти награды продают, помимо официального фан-клуба, «Mercury Phoenix Trust», неизвестные лица на Интернет-аукционах… Наверняка определенная их часть – подделки, учитывая то, что они сыплются как из рога изобилия.

Часть вещей Фредди находится в руках семьи, которая активно сотрудничает с «Mercury Phoenix Trust» – это касается как минимум детских вещей и школьных наград, «Роллс-Ройса».

 

Продукция, которая любым способом увязана с именем Фредди или названием Queen, продается как горячие пирожки. Дошло до того, что туалетная бумага, которую снабдили то ли этикеткой, то ли какой-то упаковочной лентой с надписью крупными буквами QUEEN, пошла за милую душу на «eBay»!

А фигурки музыкантов, сделанные на колене мастера-любителя, в нескольких коллекциях – одна другой краше, бюст Меркьюри (предназначенный, скорее всего, для секс-шопов)… Для любителей русской тематики – матрёшки Фредди. Для поклонников «сделай сам» – чёрный стул для бара с пластинкой «The Game», наклеенной на сиденье – дёшево и сердито. И, наконец, жемчужина коллекции, которую в комментариях к лоту окрестили как «homemade piece of shit», – с любовью сделанный руками (по-видимому, кривыми) одного доморощенного таланта паровозик «The Miracle Express» из пластилина и все действующие лица (причём в единственном экземпляре, эксклюзив, так сказать). Как мило смотрится корявая фигурка Дебби, из которой сделали вторую Кабалье по габаритам (при всём моём уважении к этой даме других сравнений не нахожу) на фоне диска «The Miracle»... Начальная цена этого творения на «eBay» – $75. Мораль: если у вас есть способности и желание заработать, склёпайте что-нибудь, прицепите ярлык «QUEEN» и пошлите на «eBay». Сделаете хорошо – получите не намного меньше оригинальных лотов.

Наживаются на этой вседозволенности не только посторонние люди, но и те, кто стоит «у кормушки» – т.н. биографы и близкие друзья Меркьюри. Многочисленные открытки, любая из которых при жизни Фредди вызвала бы беспрецедентный скандал, распродаются буквально на лету – а поинтересоваться их подлинностью благодаря сложившейся вокруг его имени ситуации никому в голову не приходит, несмотря на полное отсутствие этих «исторических документов» даже в самой ангажированных и лживых биографиях. Так, Дэвид Миннс, продавший столько открыток «от Фредди», что впору выпускать отдельный альбом, не поместил ни одной из них в свой сборник мемуаров «This Is The Real Life» (подробнее о художествах в разных изданиях этого весьма показательного произведения можно прочитать здесь). Привлекают внимание и некоторые открытки без обращения, якобы адресованные Джо Фанелли (при том, что в то время, когда они были написаны, Фредди приписывают уже совершенно других любовников). Кто является продавцом этих открыток, откуда они взялись у этого человека – также тайна покрытая мраком, учитывая, что сам Фанелли уже полтора десятилетия как в могиле... Особенно любопытны эти вопросы на фоне бесследно пропавшего архива Фредди, в котором в том числе должны храниться его настоящие письма и открытки. Однако его местонахождение по-прежнему остается неизвестным...

И наконец, о наиболее тягостной новости, касающейся имущества Меркьюри. Когда готовился первоначальный вариант статьи, неясной была ситуация вокруг Гарден Лодж. Сейчас все встало на круги своя. Из различных источников поступает одна и та же информация – дом уже третий год пытаются продать или продали. Он пустует, за садом не ухаживают, ограда поверх решетки с током заколочена досками. Где находится его официальная хозяйка Мэри Остин – неизвестно.

Что любопытно – в 2007 г. некто предоставил часть предметов интерьера Гарден Лодж для акции по раздаче мебели бездомным в рамках программы «Furnish a Future».

Гарден Лодж     Гарден Лодж

Учитывая, что Фредди ушёл, оставив после себя только память как о гениальной творческой личности, все эти концертные костюмы и атрибуты – материальная частица этой памяти. С ними связаны самые знаковые моменты в его жизни, на которых есть его печать. Обезличенные диски с музыкой или клипами – предметы другого порядка. Кому жгли руки эти вещи? Никто из тех, кто выставлял их на торги, не относится к категории бедствующих. Выручка от лотов – капля в море.

Можно поговорить и о самом отношении к нетворческой части наследия великих людей искусства. Упомянутое выше пианино Джона Леннона, на котором была сочинена «Imagine » ушло в руки неизвестного человека, который решил оставить покупку на родине музыканта, не вывозить за пределы Великобритании. Впоследствии оно было выкуплено Джорджем Майклом за £ 1.450.000, и вернулось в музей «Битлз» в Ливерпуле. «Это не та вещь, которую надо прятать или охранять – пианино должны видеть люди», – заявил музыкант. Куратор музея «Битлз» Шила Джонсон поблагодарила Майкла за его дар, заявив: «Мы очень обрадовались, когда узнали, что покупателем стал Джордж Майкл, и были в полном восторге, когда он сообщил, что хочет вернуть нам пианино. Его щедрость оценят все жители Ливерпуля и тысячи посетителей нашего музея». Инструмент вернулся в Ливерпуль под полицейским конвоем. Под конвоем его доставляли и на торги, застраховав при этом на $ 5.000.000.

Состоятельный бизнесмен из Манхэттена, купивший секс-видео с М. Монро, заверил, что не намерен предавать снятое огласке, и будет хранить видео в домашней коллекции, особо подчеркнув при этом, что приобрел видео, чтобы не позволить возможным обнародованием превратить Монро в очередную Пэрис Хилтон.

Упомянутое в начале статьи пианино Элтона Джона, проданное за $ 164.500 долларов, было передано в дар анонимным благодетелем, купившим его на аукционе, канадской организации «Cantos Music Foundation», которая занимается сохранением редких музыкальных инструментов для потомков. Пианино Элтона Джона, присутствующее на обратной стороне обложки альбома Элтона «Empty Sky», было создано еще в 1910 году; на нем музыкант написал материал для пяти своих первых альбомов – «Empty Sky», «Elton John», «Tumbleweed Connection», «Madman Across The Water», «Friends soundtrack».

Элвис и Леннон, короли рок-н-ролла, остаются непобежденными и на аукционах. Известное соперничество продолжилось после смерти. Сложно определить, кто же является лидером – лоты «Битлз» или Пресли, однако точно можно сказать другое: человек, которого ставят в один ряд с великими Элвисом и Ленноном на музыкальном Олимпе, и замены которому в этой цепочке не нашлось до сих пор, здесь болтается у них под ногами.

На грандиозном аукционе вещей Джона Леннона 2005 года (грандиозном не по количеству лотов – их было всего 12 – а по вниманию публики, организаторов и освещению в СМИ) координатор торгов Джон Коллинз отметил: «Каждая из представленных вещей – раритет, имеющий большую культурную ценность. Мы рады были предложить их на продажу и таким образом привлечь внимание к Джону Леннону и его наследию».

Но неужели наследие другого не менее выдающегося британского музыканта не достойно такого же трепетного отношения и внимания к себе? Неужели человек, прославлявший на своих концертах в самых различных уголках мира Великобританию и институт монархии, уважительно отзывавшийся о ней в то время, когда это далеко не было модным трендом, не заслуживает того, чтобы ему открыли музей? А пианино, на котором родился шедевр «Bohemian Rhapsody », неизменно занимающий первые места в музыкальных опросах даже спустя 33 года после создания, – не часть музыкальной культуры?

Нужно ли упоминать, что у других личностей масштаба Фредди Меркьюри открыты музеи – и не по одному. Джим Бич заикнулся года три назад о том, что они хотят выкупить дом у Остин и создать там музей. Однако на практике становится ясно, что это последнее, о чем у них болит голова. В нашей ситуации, когда какая-нибудь добрая душа решит открыть музей, для него просто не хватит экспонатов. Осталось продать только корону мертвого короля и его рояль.

Фредди Меркьюри

 

Распродают потихоньку прошлое,
На каждой вечности можно нажиться.
Распродают с постными рожами
Боль и любовь, имена и лица,
Случайные связи, стакан из-под содовой,
Письма и песни – пестрое крошево.
Жалей – не жалей, даже смерть распродана,
Она сегодня особенно дешева.

Джимми Кэйн

 

При подготовке статьи использовались материалы сайтов
аукционов «Christie's», «Sotheby's», «Bonhams»,
FREDDIE MERCURY – Music? Not Only,
QueenCollector.Com,
а также Интернет-пресса


ДИАНА

 

 

Современная мифология

На главную