Краткая ретроспектива коррупционных схем в отечественном ВПК

Краткая ретроспектива коррупционных схем в отечественном ВПК

Рассуждая о «коррупции», большинство наших сограждан, плохо понимает, что это такое. Само понятие сводится для них лишь к воровству или простой взятке.

Вместе с тем в мире существует немало различных коррупционных схем, некоторые из которых и по сей день являются законными.

Так же, существенно различаются они между собой и по вредоносности.

Традиционно, в исторической ретроспективе последних десятилетий, в отечественной оборонной промышленности использовались следующие основные схемы «попилинга» и «откатинга»:

 

1. Простая взятка.

Необходимую сумму обналичивают, выписывая премию на одного или нескольких доверенных работников и собирают «в конверт», который лично или через доверенное лицо вручают взятко-получателю.

Цель подкупа, обычно, досрочная приемка фактически незавершенных работ или работ с неустраненными недостатками, завышение трудоемкости выполненных работ, получение крупных или особенно выгодных заказов.

В настоящее время встречается крайне редко из-за вытеснения более эффективными схемами. Иногда взятки давались «борзыми щенками», в виде подарков или дорогостоящих услуг, но эта разновидность практически полностью ушла в прошлое.

Взятка имеет смысл только при кратковременном сотрудничестве и подвергает большому риску обе стороны. Общая сумма, обычно, незначительна, менее 1-2% от стоимости работ.

Это практически «вечная» схема в той или иной степени встречается всегда и везде. Встречалась даже в СССР.

 

2. Трудовое соглашение.

Промышленное предприятие победившее в конкурсе на разработку или поставку изделий ВиВТ (вооружений и военной техники) нанимает по трудовым соглашениям заинтересованных лиц или их представителей.

Это наиболее безобидная, а может быть даже полезная схема откатов, т.к. совместный труд на общее дело облагораживает, вызывает чувство сопричастности и ответственности за общее дело.

 На объем выполнения работ такая схема существенно не влияет. Предельная сумма «откатов» в этом случае не превышает 10 % от стоимости работ.

Сейчас практически не используется. Применялась еще в СССР, но наиболее широкое распространение получила в России в начале 90-х.

 

3. Левый соисполнитель.

Создается некая фирма (обычно при НИУ Заказчика), большинство работников которой заинтересованные лица и их представители, она получает все необходимые лицензии и сертификаты.

Предприятие-головной исполнитель, победившее в конкурсе, привлекает эту фирму в качестве соисполнителя (если не привлекает, то как минимум, на победу в следующих конкурсах может не рассчитывать).

Иногда, в качестве соисполнителей, в этом случае, могут выступать НИУ Заказчика напрямую.

Работы по заказам по это схеме выполняются обычно в полном объеме, иногда с незначительными послаблениями к качеству. Объемы откатов при использовании этого метода, особенно в рамках НИР, могут достигать 30 % от стоимости работ (бывает и больше, но редко).

Широко применялась в конце 90-х и даже в начале 2000-х. В настоящее время используется редко из-за организационных сложностей.

 

4. Подставной головник.

Создается некая фирма (например «Русские инновационные военные нано-технологии далекого будущего») получает все необходимые лицензии и сертификаты, нанимает пару «головастиков»-профессионалов и коллектив девочек-дизайнеров, выпускает «Программу развития ВС РФ до 2050 года», «Перспективные планы развития до 2125 года…» и подобные шикарно оформленные проспекты о своей виртуальной продукции.

Все самые смелые фантазии «головастиков» воплощенные в картинках от лучших дизайнеров… Иногда обходятся и без «головастиков», достаточно достаточно одних только дизайнеров, которые перерисовывают красивые картинки из «модных» военных журналов.

Компетентность людей принимающих решения упала настолько, что обычно и этого достаточно.

Затем фирма «закономерно» выигрывает конкурсы на разработку и поставку изделий ВиВТ и становится головным исполнителем работы, после чего нанимает где-нибудь в провинции реальных исполнителей на еще уцелевших или недавно уничтоженных предприятиях ВПК, ценою подешевле (а иногда где-нибудь в «дружественном» Китае) и начинает со знанием дела втирать очки МО РФ, а иногда даже гонит свою туфту в войска.

 

В случае разработки новых образцов, следов их деятельности часто не остается совсем (кроме презентаций и проспектов), хотя иногда, нанятыми за бесценок разработчиками, могут быть созданы какие-нибудь убогие экспериментальные образцы.

На этапе государственных или межведомственных испытаний нулевой результат скрывать становится уже невозможно, признать провал тоже (в схеме участвуют слишком многие) и тему по-тихому закрывают.

Фирма ликвидируется (что очень просто, т.к. никаких основных фондов у них обыкновенно нет) и создается новая (например «Военные супер-нано технологии») и все начинается сначала.

Откаты по этой схеме могут достигать 100 %. Схема возникла в середине 00-х, но затем быстро переродилась в «Концерн».

 

5. Концерн.

Создается Госкорпорация, например Ростехнологии, туда насильно загоняют все действующие и бездействующие, но еще существующие предприятия ВПК.

Руководителями на них назначаются «эффективные менеджеры», которые запутывают бухгалтерию таким образом, чтобы сделать непрозрачными денежные потоки и спокойно тырят почти все что могут.

Исправно отстегивая головному руководству положенные 20% оброка «на концерн».

Когда очковтирательство становится невозможным, то в провальном результате обвиняются отдельные технические специалисты и/или предприятия входящие в концерн, а корпорация продолжает тырить государственные деньги почти легально и совсем безнаказанно.

По этой схеме выделяемые деньги:

— или полностью разворовываются,

— или поставляется некачественная продукция,

— или разрабатываются и производятся нормальные, качественные ВиВТ, но с затягиванием сроков и многократной переплатой.

Данная схема начала применяться в конце 00-х и ныне внедрена почти повсеместно.

 

При использовании схем 1, 2 или 3 оборонные предприятия, обычно, успешно разрабатывают и поставляют продукцию в войска. Продолжает создаваться новая техника, иногда «на тормозах» с задержками, вызываемыми финансовыми «утечками», которые очевидны и легко устраняются при наличии на то государственной воли.

Если применяются схемы 4 и 5, то, ни о каком прогрессе речь не идет, сколько денег не дай, все пойдет только на обогащение участников концессии.

Кроме того, при схеме 5 подведомственные корпорациям предприятия интенсивно деградируют из-за безграмотного руководства и финансовых «кровопусканий», и постепенно разворовываются «эффективными менеджерами» вплоть до полного банкротства и ликвидации, или в лучшем случае, приватизации по бросовой цене.

После чего они начинают профессионально заниматься очковтирательством, превращаясь в «черные дыры» для государственных денег получаемых по Госзаказу, с перспективой неизбежного банкротства и ликвидации…

В самом МО РФ воровали в последнее время в основном с помощью различных аутсорсинговых схем, при импортных закупках ВиВТ и, как обычно, при распродаже «излишнего» имущества.

Вообще, многие современные проблемы комплектования ВС РФ современными образцами вооружения и ВТ, вызваны не только недостаточным финансированием, но и системным разрушением военной науки и института Заказчиков.

Темы, которыми в советское время у Заказчиков занимался целый отдел теперь заведует, нередко, 1 (один) человек, в его ведении могут находится целые направления разработки и производства ВТ.

А ведь ошибки Заказчиков, случайные и преднамеренные обходятся очень дорого и не всегда могут быть исправлены.

Скоро возникнут и проблемы с формированием технического облика новых образцов ВиВТ, связанные с окончательной ликвидацией военной науки и деградацией отраслевой.

Впрочем, и организовать эксплуатацию новой техники тоже будет затруднительно, в связи с уничтожением ремонтных структур и системы подготовки кадров в МО РФ…

Целенаправленное уничтожение важнейших военных органов будет иметь тяжкие последствия уже в ближайшем будущем и устранить их будет непросто, а в рамках действующей парадигмы, эти трудности вообще непреодолимы.

Финансовый контроль за предприятиями ВПК, в настоящее время, в значительной степени утрачен из-за разрушения института Военных Представителей. Их статус, в результате реформ, значительно снижен, а в результате многочисленных реорганизаций, были потеряны квалифицированные кадры.

Сейчас, большинство военных представительств представляют из себя жалкое зрелище: потертые жизнью «сапоги» со знаниями и интеллектом прапорщиков, забытые, покрытые пылью веков пенсионеры и инфантильные бессмысленные мальчики-курсанты сразу после военных училищ…

В целом, внедряемая корпоративная система управления ВПК уже продемонстрировала свою полную неработоспособность в наших условиях и ее настойчивое внедрение неизбежно приведет к полной и необратимой потере работоспособности нашего ВПК.

Способность производить сложные виды ВиВТ, при сохранении прежней тенденции, будет утрачена в самой ближайшей перспективе. Отдельные провалы можно ожидать уже сейчас.

http://kajaleksei.livejournal….

https://cont.ws/@zadunaev/537575